Главная » сми о нас » Текущая запись:

Повелители выборов

24 Апрель, 2012 сми о нас


«Русский репортер» № 15 (244)
Полный текст на сайте журнала «Эксперт»
Дмитрий Карцев

Правда ли, что губернаторов будут избирать всесильные политтехнологи?

В Россию возвращаются губернаторские выборы. Детали процедуры до конца не определены, но уже очевидно, что в Кремле придумают-таки «фильтры» при выдвижении кандидатов. И все же голосование будет прямым и всенародным. А это значит, что к активной жизни возвращаются главные герои предвыборных баталий — политтехнологи.

Первые региональные выборы состоялись в России летом 1991 года, последние — в феврале 2005-го. В первые годы новой российской демократии помимо мэров обеих столиц всенародно избранными были только главы национальных республик, но к середине девяностых губернаторские выборы были поставлены на поток, и за один только 1996 год страна пережила свыше пятидесяти избирательных кампаний.

Именно тогда в политическом закулисье обжились политтехнологи — подлинные кукловоды, серые кардиналы, вершители судеб страны по версии одних и бессовестные шарлатаны и мошенники по твердому убеждению других.

Но кто бы ни был прав, факт остается фактом: вера в возможности пиара была так велика, что на пике демократического процесса в конце девяностых — начале нулевых многие кандидаты в региональные боссы нанимали по две-три заезжие, как правило, московские, команды пиарщиков.

В итоге региональные выборы превратились в арену противостояния не только кандидатов, стоявших за ними олигархических кланов, федерального центра и местных элит, но и малоизвестных широкой публике людей, которые в «мирное время» за бокалом хорошего виски в дорогих московских клубах дружески обсуждали друг с другом новинки политической моды.

Консультанты

Пионеры российского пиара начали свою бурную деятельность, еще когда о губернаторских выборах никто и не думал. Будущий депутат Госдумы ныне покойный Сергей Юшенков в 1989 году азартно расклеивал агитационные листовки во время первых альтернативных выборов депутатов Съезда народных депутатов СССР. Оппозиционным депутатам-демократам помогал тогда и Игорь Минтусов, руководитель первой российской пиар-фирмы «Никколо М»:

— Я хотел изменить страну, в которой жил, — вспоминает он. — Вместе с Виталием Третьяковым я создал в газете «Московские новости» независимое социологическое агентство, и это был первый шаг в профессию — мы узнавали, что же на самом деле думает «весь советский народ», за который привыкла говорить коммунистическая партия. Вторым шагом стало то, что я начал объяснять, что делать с результатами этих опросов демократам, людям мне лично и политически симпатичным. Ну а дальше это превратилось в сферу профессиональной деятельности.

В личной беседе Игорь Минтусов меньше всего напоминает зловещего серого кардинала — интеллигентный, тихий, немного даже занудный профессор, рассуждающий на темы, имеющие весьма опосредованное отношение к практике пиарщицкой жизни. А ведь именно его многие считают творцом победы Бориса Ельцина (на президентских выборах 1996 года) и чуть ли не половины тогдашних региональных боссов.

— Вы знаете, гонорар мне на пятьдесят процентов платят за мои советы и на пятьдесят — за то, что я никому больше их не даю, — кажется, единственный раз за полтора часа Минтусов выдает свою профессиональную тайну и вновь принимается рассуждать на любимые абстрактные темы.

На первый взгляд вопрос о смене поколений пиарщиков сегодня не стоит. Прежде всего потому, что все последние годы рынок находился в состоянии вялотекущего умирания и особого желания теснить «стариков» ни у кого не возникало. Но в свете грядущего воскрешения политконсалтинга на рынке может стать тесно.

Прокремлевских кандидатов вполне могут обслужить молодые люди, прошедшие пропагандистскую школу «Наших» и прочих молодежных движений, а конкуренцию им, возможно, составит определенная часть оппозиционных гражданских активистов — прежде всего из журналистской среды, которая не пойдет в публичную политику сама, но с удовольствием поможет идеологически близким претендентам. А потом, как Игорь Минтусов на заре новой России, сделает эту помощь основной профессией.

Стратегии

Главный залог успеха любой кампании, уверяют профессиональные пиарщики, — навязать избирателю, а в идеале и соперникам свою повестку. Если на нее начинают реагировать другие кандидаты, причем абсолютно в любом ключе, значит, они уже вступили в твою игру и обречены в ней на проигрыш просто потому, что правила — твои.

Если ты действующий и популярный губернатор и ближайшему сопернику до тебя чуть ближе, чем до звезд, то особых проблем, естественно, не возникает, главное — просто не дать никому бросить себе вызов. Это правило распространялось не только на губернаторские выборы. Неслучайно, к примеру, Владимир Путин упорно отказывается от любых дебатов, справедливо полагая, что любой его оппонент окажется в заведомо более выигрышном положении — как равный самому популярному политику страны.

Общие стратегии проведения избирательных гонок останутся прежними: популярные губернаторы постараются быть максимально над схваткой, агрессивные претенденты — застолбить за собой место главного оппонента действующей власти.

Есть, однако, важнейший ресурс, который в середине нулевых политтехнологи только начинали осваивать, — интернет. События нынешней московской зимы убедительно показали, что социальные сети способны выступать в качестве коллективного организатора, агитатора и пропагандиста. И тот, кто сумеет найти эффективные рычаги воздействия на эту среду, получит весьма ощутимое преимущество перед конкурентами, особенно если речь идет об экономически развитых и «продвинутых» регионах.

«Черный пиар»

— Само по себе появление словосочетания «черный пиар» — это типичный черный пиар, имеющий вполне конкретного заказчика, а именно нашу нынешнюю власть, и вполне конкретную цель — дискредитировать целую историческую эпоху, а именно девяностые, как время всеобщего обмана и взаимного поливания грязью, — Игорь Минтусов убежден, и с ним солидарны едва ли не все коллеги по цеху, что никакого черного пиара на самом деле не существовало.

— Понимаете, — продолжает он, — есть методы законные и незаконные, и если мы докапываемся до какого-то неприглядного факта биографии нашего противника, то нет ничего стыдного в том, чтобы сделать его достоянием гласности. Просто есть две культурно-политические традиции: французская, в которой не принято вмешиваться и обсуждать частную жизнь политиков, и американская, где каждый публичный человек всегда на виду, как говорится, гол как сокол.

Мы пошли по американскому пути, что было не только естественно, учитывая тотальную закрытость нашей политической элиты в годы советской власти, но и более чем обоснованно, принимая во внимание склонность российского политического класса к разного рода злоупотреблениям.

Практически ни одна кампания не обходилась без упоминания дачи (коттеджа, шикарной квартиры, на худой конец роскошного авто) одного из претендентов.

Новые выборы

— Если до Путина все факторы, определявшие конечный итог кампании, были примерно равнозначны, то с его приходом роль административного ресурса постепенно начала возрастать, и, я думаю, к 2004 году, когда выборы были отменены, она достигла 80 %, — размышляет Игорь Минтусов.

Тем не менее даже в этих условиях выборы нет-нет да и приносили неожиданные результаты. В апреле 2004 года победу в Алтайском крае одержал юморист Михаил Евдокимов, проводивший кампанию под лозунгом «Шутки в сторону!» и активно эксплуатировавший образ «честного мужика из народа». Тогда это стало настоящим шоком и заставило вспомнить знаменитое «Россия, ты очумела!».

Уже осенью 2004 года губернаторские выборы отменили. По словам Игоря Минтусова, в результате рынок независимого политического консалтинга сократился более чем вдвое. Профессию ушедшим менять, правда, не пришлось: большинство занимаются примерно тем же, но уже не в частных фирмах, а в качестве партийных функционеров. Сейчас работники нового российского агитпропа застыли в напряженном ожидании, какие возможности им предоставит новый закон о выборах губернаторов.

В отличие от прежнего порядка избрания губернаторов на этот раз вмешательство административного ресурса будет прямо прописано в законе — в виде пресловутого фильтра. В то же время очевидно, что не для того Кремль пошел на возвращение выборов, чтобы превратить их в совсем уж формальную процедуру. Тем более что в кулуарных разговорах там признаются, что не довольны буквально ни одним из назначенных губернаторов. А это значит, что применение административного ресурса предполагается в основном в случае развития крайнего сценария — вроде появления кандидатов типа того же Евдокимова.

Ну, а рынок политтехнологий ждет расцвет. Это показали, кстати, некоторые выборы уровнем пониже губернаторских. На недавних скандальных выборах мэра Ярославля на проигравшего в итоге кандидата работали аж три команды пиарщиков — привет старым добрым временам, иногда они возвращаются.

«Русский репортер» № 15 (244)
Полный текст на сайте журнала «Эксперт»

Издания


Подписка на обновления

Обновления по email

мы в социальных сетях



Новости

Глава «Никколо М» Игорь Минтусов принял участие в конференции в Париже

Игорь Минтусов_Париж_Первый тур президентских выборов во Франции

Игорь Минтусов, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов (EAPC), 23 апреля принял участие в конференции, посвященной первому туру президентских выборов во Франции. Глава «Никколо М» участвовал в работе панели под названием «Абсолютно новая Франция и новый мир политики …

Глава «Никколо М» Игорь Минтусов принял участие во встрече Эллы Памфиловой с политтехнологами

Встреча политконсультантов с Э.Памфиловой

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова 19 апреля провела закрытую встречу с членами правления и контрольно-ревизионной комиссии Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Основной темой стало изменение избирательного законодательства: политтехнологи передали главе ЦИК свои предложения и обсудили состав рабочей группы при администрации …

Глава «Никколо М» о природе «цветных революций» в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым»

Игорь Минтусов_вечер с В. Соловьевым

Глава «Никколо М» Игорь Минтусов принял участие в обсуждении проблемы «цветных революций», в том числе причин актуализации и способов предотвращения. Эксперт отметил, что «„цветные революции“ — это некий ярлык, который политические элиты, находящиеся у власти, приклеивают …

Игорь Минтусов примет участие в IV конгрессе Российской ассоциации политических консультантов

Общественная палата

Глава «Никколо М» — председатель оргкомитета IV конгресса Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), который пройдет 14–15 апреля 2017 года в Общественной палате Российской Федерации в Москве. Основная тема конгресса — «Выборы 2017/2018: патернализм, популизм, что еще?». Президент РАПК …

Игорь Минтусов выступил на PR-саммите «АиФ»

Игорь Минтусов на PR-саммите АиФ

Глава «Никколо М» принял участие в IV закрытой встрече в «АиФ» на тему «Год экологии и подготовки к выборам-2018: приоритетные GR-задачи и методы их решения», которая состоялась 23 марта 2017 года. Игорь Минтусов выступил на мероприятии …

Игорь Минтусов: «Twitter — сильный, но опасный политический инструмент»

Игорь Минтусов_фото для новости

Глава «Никколо М» Игорь Минтусов дал комментарий газете «Московский комсомолец» относительно эффективности использования высокопоставленными политиками социальной сети Twitter в качестве «цифровой трибуны». Эксперт отметил, что Twitter представляет собой «сильный, но опасный политический инструмент». «Ты можешь вложить …

На шаг впереди! На шаг впереди!