Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Росбалт: «У выборов «не по правилам» падает легитимность»

Как показывает практика, избиратели довольно быстро привыкают к тем или иным механизмам давления на них и учатся давать власти отпор.

Первые дни «экспериментального» голосования по президентским поправкам к Конституции показали, что власть активно использует самые необычные способы организации народного волеизъявления, вроде избирательных участков «на пеньках», а также расширяет практику голосования на предприятиях, куда наблюдателям добраться практически нереально.

При этом уже на уровне Центризбиркома звучат предположения, что практика проведения голосования в течение нескольких дней будет теперь использоваться постоянно.

Все это заметно усиливает недовольство среди оппозиционно настроенных граждан. В социальных сетях, например, выражается уверенность, что нынешние экстремальные практики организации голосования, включая и волеизъявление под контролем администрации «родного» предприятия, также могут быть перенесены и на все последующие выборы. Впрочем, большинство экспертов к подобным прогнозам относятся с осторожностью.

Александр Кынев, политолог:

«Надо дождаться результатов нынешнего голосования по поправкам, посмотреть цифры. Давление — вещь обоюдоострая. Как показывает практика, люди довольно быстро привыкают к тем или иным механизмам давления на них и учатся обходить их. Опыт говорит нам, что все механизмы давления на электорат, которые власть периодически использовала, через некоторое время стали обходиться избирателями. Такие вещи, как голосование по месту работы тоже можно нейтрализовать. Если оно тайное и количество голосов достаточно большое, то все страшилки по поводу того, что можно вычислить кто как на твоем предприятии голосовал — это глупость.

Надо посмотреть, как это будет работать. Подобная практика у нас уже была. Пик использования голосования по месту работы был при бывшем главе ЦИК РФ Владимире Чурове. Потом, после большого количества скандалов, от него стали отказываться, а теперь снова решили вернуться.

Надо будет смотреть окончательные результаты голосования по поправкам. Если выяснится, что люди все равно голосуют назло, то возможно от этого вида волеизъявления откажутся. Но если станет понятно, что на тех участках, где использовалось голосование по предприятиям, результаты нормальные, не исключено, что эту практику расширят. Власти же тоже смотрят, как работает та или иная технология».

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

«Голосование на предприятиях — пока скорее исключение. Обычно избирательные участки располагаются по месту жительства, там, где привычно, например, в школах.

Дело в том, что как правило, для людей голосование — это некий ритуал. И чем больше оно соответствует этому ритуалу, тем больше они считают его легитимным. Даже в советское время выборы, проведенные в соответствие с определенным ритуалом, придавали им легитимность, несмотря на то, что, собственно, выбирать между кем-то и кем-то советские люди не могли — альтернативных кандидатов не было. Но граждане приходили в привычное место, там играла музыка, работал буфет, вам давали бюллетень для голосования, который вы должны были опустить в урну. Все как всегда. Это был привычный, отработанный ритуал. Поэтому, когда, например, в начале 1990-х годов буфеты стали скромнее, то часть избирателей просто обиделись — «как это так»?

Если сегодня голосование будет расширяться на предприятия, то это все-таки другая практика.

Кроме прочего, голосование у нас часто носит семейный характер. Люди ходят на выборы вместе. Семью на свое предприятие притащить невозможно. Поэтому увеличение практики голосования по месту работы может снизить активность электората. В связи с этим расширение такого вида голосования маловероятно. Сейчас, во время пандемии, просто много всяких чрезвычайных практик, но когда-нибудь она пройдет. Эти практики непривычны для граждан, поэтому внедрение их и в более спокойные времена маловероятно».

Дмитрий Орешкин, политолог:

«Практика голосования на предприятиях будет отрабатываться и дальше. Расширение ее вполне вероятно, потому что это удобно. Результаты выборов сильней зависят от правящих элит — в данном случае, руководителей крупных предприятий. А с ними власти договориться легче, чем с избирателями».

Игорь Минтусов, президент Европейской ассоциации политических консультантов:

Вообще, голосование по месту работы использовалось еще во время выборов в Госдуму в 2011 году. Насколько широко оно применяется сейчас, может знать только Центризбирком, и ему и надо адресовать вопросы о том, насколько оно увеличивается от года к году.

Будет ли расширена практика голосований на предприятиях на следующие выборы зависит от политического решения по этому поводу. Я допускаю такую возможность с вероятностью пятьдесят на пятьдесят. Если мы исходим из презумпции виновности власти — в том смысле, что когда у нее есть возможность жульничать, она будет это делать, — то тогда, можно сделать вывод, что такое решение скорее всего будет принято. Если исходить из презумпции ее невиновности, тогда — нет. А при использовании таких технологий (надо) ловить ее за руку».

 

Ссылка на статью: https://www.rosbalt.ru/russia/2020/06/30/1851368.html

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *