«Наш общественный и государственный порядок всегда был основан на невежестве. Создавалась традиция невежества. Наша история есть организация природного, стихийного русского невежества. Наше общество и государство никогда не могли преодолеть внутреннего страха перед образованностью. Отдельные лица кричали об образовании, угрожали гибелью, рыдали, умоляли, но общество в целом и государство пребывали в невежестве и оставались равнодушны ко всем эти воплям». (Г. Г. Шпет, 1922 год)
Сразу хочу оговориться, что под невежеством мы понимаем не временный или случайный недостаток знания, а такое невежество, которое создается государством и намеренно им оберегается или культивируется. Или, другими словами, невежество, которое является результатом деятельного усилия государства, вследствие чего «исключаются определенные области и объекты знаний из числа тех, которые могут быть известны каждому» (А. Штейнзальд, А. Функенштейн, 1997).
Начну с хорошего. В России последние 20-25 лет продолжается бум переводов гуманитарной нехудожественной (non-fiction) литературы практически во всех областях гуманитарных знаний: философии, экономики, политики, психологии, социологии и прочая, прочая. Рай для профессионалов и обычных граждан — любителей медленного чтения.
Теперь — о плохом. Консервативно-охранительная внутренняя политика государства медленно, но верно заполняет и образование. Речь идет в первую очередь об общегуманитарном образовании в таких экзотичных для россиян дисциплинах, как основы гражданского общества, толерантность (есть и такая дисциплина), правовое сознание, история демократий, авторитаризма, тоталитаризма, основы критического мышления. Отсутствие вышеуказанных дисциплин в перечне общеобразовательных компетенций — предмет обсуждения в Минобрнауки и курирующих это министерство политиков из ГД или АП. Это государственная политика в области образования, результаты которой создают упомянутые области «невежества» россиян.
А теперь об информационном поводе, который и явился причиной написания этого поста. Генпрокуратура в декабре 2020-го года признала нежелательной организацией в России Ассоциацию школ политических исследований при Совете Европы (в России она больше известна как Московская школа гражданского просвещения Елены Немировской и Юрия Сенокосова). Эта школа работала в России с начала 1990-х годов, туда набирали ежегодно около 100 слушателей до 35 лет и 4 раза в год перед слушателями школы выступали выдающиеся представители российских и европейских интеллектуалов из различных областей гуманитарных знаний, как, например, Борис Джонсон (нынешний премьер-министр Великобритании), Юрий Левада (основатель «Левада-центра»), Александр Аузан (декан экономического факультета МГУ), Дмитрий Зимин (основатель «Вымпелкома»), Аркадий Дворкович, Евгений Ясин и т. д. Среди выпускников школы такие известные российские политики из противоположных политических лагерей, как Владимир Рыжков и Ирина Яровая. Школа жила исключительно на гранты, для слушателей обучение было бесплатным. Больше этой школы в России не будет. В Уголовном кодексе РФ есть статья, предусматривающая уголовное наказание за сотрудничество с нежелательной организацией, поэтому теперь то, что человек является слушателем этой школы, может оказаться уголовно наказуемым деянием.
Резюме. За счет целенаправленной внутренней политики в области образования ликвидировать конкретные лакуны гуманитарного «невежества» (перечислены в начале поста) гражданину России становится небезопасно. Хочется закончить этот материал цитатой из «1984» Д. Оруэлла: «Невежество — сила». Лучше и не скажешь про политику в области негосударственного гуманитарного образования в России по состоянию на январь 2021 года, объявленного в России Годом науки и технологий.
Будьте первым, кто оставит комментарий!