Апелляция к прошлому с каждым годом звучит все громогласнее в отечественной околовластной риторике. Величие Российской империи, победа в Великой Отечественной, «страшные» девяностые и «сытые» нулевые — все это может выступать в качестве аргументации при ответе на вопрос, почему сейчас «стабильное и спокойное» время. Риторика обращения к прошлому используется как осознанная попытка сгладить очевидные «шероховатости» времени настоящего. Признание время от времени явных проблем, существующих внутри страны, выливается не столько в процесс поиска путей их решения, сколько в их метафизическую маскировку. На роль ширмы была избрана тактика «политики исторической памяти», которая должна справиться с задачей нивелирования трудностей, реально существующих у многих жителей нашей необъятной страны. Какими же тезисами на данном этапе пользуется власть, следуя выбранному курсу?
Лидеры страны часто отсылают к победам и успехам лет давно минувших. Конечно, вклад в победу во Второй мировой ни в коем случае нельзя отрицать, однако создается впечатление, будто именно этот исторический эпизод используется как основополагающий повод для гордости подвигом предков именно современной России. Отметим, что речевые обороты становятся все жестче, агрессивнее, чему подтверждение новогоднее обращение президента в уходящем 2020 году. «Зараза нацизма», которая была одолена в 40-х годах прошлого века, явно употреблена в аналогии с пандемией века текущего. Сравнение яркое, однако, неочевидное. Тактика воззвания к единству общего прошлого, патриотизму и духовным скрепам отзывается в сердцах россиян, но есть ощущение, что эффективность ее постепенно снижается. Пелена, навешенная «политикой исторической памяти» на глаза целевой аудитории, постепенно рассеивается. Это можно увидеть на протестных акциях и выступлениях, особенно в регионах, куда выходит не только молодежь. Аудитория пропагандистских передач на федеральных ТВ среди людей старшего возраста медленно, но верно сокращается.
Целенаправленная актуализация событий прошлого вместо напрашивающейся острой повестки дня сегодняшнего работает недолго и вряд ли приведет к желаемым результатам. Люди, обессиленные от навалившихся на них трудностей повседневной реальной жизни, от которой их упорно отвлекали, вероятно, скоро устанут гордиться успехами великого прошлого без выдающегося настоящего.
Неужели спичрайтеры первого лица не могут предложить хотя бы в короткой новогодней речи отметить достижения и победы нашей страны за прошедший год? Когда слышишь новогоднее обращение президента, где те события в минувшем году, которые дают повод гордиться гражданам России? Где российские Цукерберги, Илоны Маски? Где полеты на Марс и дальше? А если этих успешных примеров спичрайтеры не могут найти в российской реальности, то тогда, может быть, стоит почаще обновлять состав правительства или руководителей государственных корпораций? Чтобы пришли те, кто сможет создать условия для появления российских Цукербергов и Илонов Масков. Формула «своих не сдаем» работает на внутреннем политическом рынке, но на социальном рынке эта формула не работает. Здесь важны конкретные достижения и успехи, а их нет. И потому президент вынужден был в новогодней речи обращаться к успехам полувековой давности.
Будьте первым, кто оставит комментарий!