Мне часто в последнее время вспоминается известная песня 1960-х годов, написанная на слова Е. Евтушенко, «Хотят ли русские войны?». Она в то время хорошо выполняла функцию идеологического обоснования и Карибского кризиса, и строительства Берлинской стены, когда Советский Союз обвинял страны Запада в агрессивной внешней политике. Нынешняя российская внешняя политика для внутреннего пользования продолжает выстраиваться по строчкам этого стихотворения: «Мы не желаем войны, но «ОНИ» все время провоцируют, поэтому «МЫ» ради мира всей Земли готовы дать достойный ответ и подавить действия потенциального агрессора».
Последнюю неделю политические разговоры выстраиваются вокруг темы разрыва отношений с Евросоюзом, выходом России из СЕ. Стало привычным слушать заявления о готовности разорвать отношения с ЕС устами официальных чиновников МИДа и обслуживающих власть экспертов-пропагандистов, выступающих на федеральных каналах. Сторонников точки зрения о необходимости разрыва политических отношений с ЕС немало и среди обычных граждан России, которые морально уже давно готовы к открытой фазе новой «холодной войны».
Каналы массовой пропаганды продолжают вести артподготовку в новой фазе «холодной войны», в которую Россия и Запад уже, по сути, вступили. Отличие лишь в том, что сегодня войны и их разрушительные последствия для обывателя стали виртуальными, они идут по телевизору. Военные кампании в сознании гражданина — наследие Великой Отечественной войны — а, значит, справедливы, оправданы, победоносны. До сих пор власть черпает идеологическую и моральную поддержку в оправдание своих действий по отношению к оппозиционно настроенным гражданам из итогов ВОВ. Так называемая «несистемная оппозиция» маркируется пропагандистами как «пятая колонна» внутри России, которая перешла на сторону «ИХ» — врага, желающего подчинить, унизить, разрушить, не допустить процветания России.
В любом обществе на определенных этапах развития системного социально-экономического кризиса накапливается негативная социальная энергия внутри населения, которая ищет выход.
Власть пытается направить эту негативную энергию на обобщенный враждебный «Запад» плюс «пятую колонну» внутри страны, к которой приписывается вся несистемная оппозиция. Несистемной оппозиции не дается право на политическую субъектность в современной российской политике. Для власти выгодно выставлять внутренние угрозы. связанные с кризисом, как угрозы «извне», как очередной акт агрессии со стороны «ИХ», как отголосок Великой Отечественной. В этом случае любая критика власти обретает статус аморальной, направленной на умаление заслуг наших ветеранов и жертв, которые понес Советский Союз для победы в ВОВ. Фактически, если говорить метафорами, складывается впечатление, что для общественного сознания идет подготовка к новой «Отечественной войне» с внешним врагом плюс с «пятой колонной» внутри страны.
Действия несистемной оппозиции по нахождению объекта, куда можно направить негативную социальную энергию, также понятны. Она пытается направить негативную социальную энергию населения непосредственно на российскую власть, «вовнутрь» российской политической системы. Если продолжать использовать метафоры, возникает ощущение, что для общественного сознания идет подготовка к новой «гражданской» войне, войне с действующей властью, которая «ведет страну в никуда».
Поэтому метафорический ответ на риторический вопрос «Хотят ли русские войны?» в моей версии следующий: власть морально готова к «новой Отечественной» войне с внешним врагом плюс с «пятой колонной» внутри страны. Несистемная оппозиция морально готова к «новой гражданской» войне с властью, к «революции мирным путем», более точно.
Слава богу, речь сейчас идет о виртуальной альтернативе между «новой гражданской» и «новой Отечественной» войнами. Но мирная альтернатива всему этому не просматривается. «Ястребы» побеждают.
Будьте первым, кто оставит комментарий!