Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Блог Игоря Минтусова: Конъюнктурный закон

Все-таки Конституция — это не пустой звук. Несмотря на то что общенародное голосование за поправки проходило «оптом», граждане России еще долго «в розницу» будут получать вытекающие из голосования по поправкам к Конституции последствия на многие годы вперед.

Пример. Одна из поправок 2020 года к Конституции затронула такую внешне эффектную тему, как защита исторической правды и запрет на умаление значения подвига народа при защите Отечества. Еще во время обсуждения поправок известные конституционалисты России (Т. Г. Морщакова, О. Г. Румянцев) отмечали, что применение этой статьи приведет к сокращению многообразия политических взглядов и профессиональных позиций. Не говоря уже об ущербе в целом для исторических и общественных наук.

Ярким примером подтверждения такой тенденции стал проект ФЗ, внесённый недавно группой депутатов от «Единой России» во главе с Ириной Яровой, начинавшей свою политическую карьеру в социал-либеральной партии «Яблоко» и заканчивающей ее на самом консервативном фланге правящей партии. В статье закона УК о реабилитации нацизма Ирина Яровая и др. предложили дописать наказание за оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны. Эффектно. Поправка пышет праведным гневом. Гневом лицемерия. В чем же лицемерие, может спросить читатель. А вот в чем.

С моей точки зрения, патриотическая деятельность, а на самом деле псевдопатриотическая деятельность многих депутатов ГД по отношению к ветеранам ВОВ часто носит имитационный характер. Складывается впечатление, что ветераны ВОВ не являются для депутатов ГД политическими субъектами, они являются политическими объектами, которые используются для решения конкретных политических задач. Парламентские партии регулярно превращают ветеранов ВОВ в некий бронзово-лубочный образ и решают с их помощью свои мелкотравчатые или крупнотравчатые политические задачи. Как то: консолидация общества вокруг своей партии, которая «защищает» ветеранов от идеологической «агрессии» внешних вражеских сил, которые хотят «умалить» подвиги наших дедов. Или борьба со своими политическими оппонентами внутри страны, которые «оскорбляют» ветеранов ВОВ. Тема ветеранов переводится в плоскость морали.

Вопросы нравственности и морали, наряду с правом, инициаторы поправки ставят на службу репрессивному законодательству, лишая возможности проведения любых общественных дискуссий по самым актуальным вопросам развития России. Это, в частности, вбивает клин между поколениями, которые, естественно, по-разному оценивают те или иные исторические события.

Ветеран, сформировавший собственную картину мира под влиянием тоталитарной советской пропаганды и опыта всей своей жизни в СССР, с одной стороны, и молодой человек, родившийся уже в современной России, растущий в цифровую эпоху и получающий альтернативные факты эпохи постправды, могут иметь различные представления как о текущей социальной и политической повестке, так и о главных исторических событиях в прошлом.

Введение дополнительных норм наказания в УК РФ за различное понимание исторических событий — это маленький, но очередной шаг в направлении формирования законодательства тоталитарного государства, где интерпретация понятия «оскорбление ветерана» будет являться еще одним рычагом воздействия на инакомыслящих в стране. Это далеко не первый шаг. Мы наблюдаем процесс, в котором репрессивное законодательство идёт в разрез со своими же собственными законотворческими плодами. В частности, нынешняя поправка в УК РФ будет противоречить поправке в статью 75 Конституции, которая была принята в 2020 г., о социальной солидарности поколений. Поколения дедов и внуков в России могут по-разному интерпретировать неоднозначные исторические события. Принятие данного закона не будет солидаризировать разные поколения россиян. Более того, принятие этого закона приведет к потере интереса молодежи к тематике ВОВ вообще, по типу «нафига с ветеранами ВОВ связываться, если за это грозит «уголовка»?

Бессмысленно прививать уважение к ветеранам с помощью закона. Уважение к ветеранам надо демонстрировать 365 дней в году, а не только 9 мая. Закон, где не прописаны критерии «оскорбления» ветеранов, станет очередным инструментом давления власти на своих политических оппонентов.  А ветераны труда? А ветераны Афганистана и других горячих точек? Их можно оскорблять? В УК РФ давно существует статья за оскорбление и клевету на граждан России. Ее разве недостаточно?

На мой взгляд, принятие данной поправки к статье УК РФ носит конъюнктурный характер и к реальной заботе о ветеранах имеет весьма отдаленное отношение. Как говорится, всяк правды ищет, да не всяк ее творит.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *