Присутствие международных наблюдателей на выборах — важная составляющая избирательной кампании, считает президент Европейской ассоциации политических консультантов, глава «Никколо М» Игорь Минтусов. По его словам, отсутствие наблюдателей от БДИПЧ и ОБСЕ может стать одним из делегитимизирующих факторов сентябрьских выборов. Об этом он заявил в подкасте «Выборы-2021», посвященном избирательной кампании депутатов Госдумы. Ведущий подкаста — политолог, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
В первую очередь Минтусов отметил, что в России часто говорят о том, что Запад собирается вмешиваться в выборы, и многие к этому готовятся. Однако, по мнению эксперта, самые главные делегитимизирующие факторы связаны с иными событиями.
«Первый — это то, что кандидаты от несистемной оппозиции не будут зарегистрированы по тем или иным политическим причинам. Второй фактор более интересный — это ограничение работы наблюдателей и наблюдения за выборами. Я даже имею в виду не историю с ОБСЕ, где ограничили количество наблюдателей, но и другие истории, связанные с исчезновением возможности наблюдать за процедурой трехдневного голосования через видеокамеры», — заметил эксперт.
В свою очередь Чеснаков указал, что международные организации зачастую говорят о несправедливости выборов с начала избирательной кампании, но при этом готовы присылать сотни наблюдателей, которые будут следить только за ходом голосования.
«Что касается недопуска несистемных кандидатов, то есть закон. Я опять соглашусь с Памфиловой, которая прямо говорит, что есть ряд позиций, в которых ЦИК не может действовать за пределами закона. Если Генпрокуратура дает информацию, что у кандидата есть ограничения по закону, то ЦИК не может их проверить. В этом смысле он выполняет закон, и он не может выступать, как субъект законодательной инициативы, и не может критиковать действия силовых структур», — указал эксперт.
Ссылаясь на выборы в других странах, Чеснаков добавил, что 500 человек не едут наблюдать во Францию или Германию. В частности МИД России руководствуется этой логикой, когда ограничивает количество международных наблюдателей на российских выборах.
«Пусть ОБСЕ определит, что на тысячу или миллион избирателей нужно такое-то число наблюдателей. Если эта пропорция не установлена, то почему и кто должен ее устанавливать? Почему какой-то чиновник в ОБСЕ должен принимать решение, что в Польшу должно поехать 10 наблюдателей, а в Россию — 500?», — спросил руководитель научного совета ЦПК.
По мнению Минтусова, у ОБСЕ есть два политических критерия — это то, чтобы выборы были конкурентными, второе — чтобы у конкурирующих сторон был равный доступ к ресурсам.
«Среди наблюдателей ОБСЕ есть юристы, но их задача не в том, чтобы посмотреть соответствует ли выборы законодательству той или иной страны. Потому что законодательство может не соответствовать двум критериям, о которых я сказал», — подчеркнул он.
Политологи также обсудили предстающую жеребьевку по определению мест партий в бюллетене на выборах в Госдуму. Минтусов согласился с тем, что номер может принести партии дополнительные голоса, так как около 10% избирателей принимают решение в день голосования на избирательном участке.
«Есть группа людей, которые не очень определились, но пришли на выборы по каким-то соображениям. Например, они голосуют, увидев фотографию симпатичной девушки на плакате на избирательном участке. Также есть люди, которым нравится то или иное число. По данным исследований, это добавляет около 0,5-1,5% голосов», — резюмировал он.
Будьте первым, кто оставит комментарий!