29 сентября были закрыты два YouTube-канала Russia Today, осуществлявших вещание на немецком языке (RT DE и DFP) в Германии. Блокировка медиаплатформой двух каналов по формальным причинам (за нарушение правил пользования видеохостингом) мгновенно вызвала волну критики со стороны экспертов, спикеров RT и высокопоставленных представителей российской власти. В частности, официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала сложившуюся ситуацию «инфобарбароссой», по сути обвинив власти Германии в причастности к закрытию каналов RT в этой стране на площадке частной американской компании YouTube.
В тот же день, 29 сентября, был заблокирован интернет-ресурс «Комсомольской правды в Беларуси». Формальным поводом для этого стало размещение материала, в котором был использован фрагмент интервью с одноклассницей минчанина, застрелившего сотрудника КГБ Беларуси. В своей цитате она положительно охарактеризовала бывшего одноклассника и выразила недоумение в связи с произошедшей трагедией. В российском медиапространстве по факту блокировки интернет-ресурса КП в Беларуси «все было тихо».
Несмотря на то, что в данном случае к блокировке сайта КП непосредственно причастно государство Беларусь (в лице местного министерства информации), со стороны официальных представителей российской власти вначале не было высказано никаких комментариев. Только 1 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что блокировка белорусскими властями доступа к интернет-сайту КП — это «нарушение принципов свободы СМИ» (факт этого заявления мы, безусловно, приветствуем). Отметим, что в первом случае, при формальном неучастии властей Германии в блокировке RT-каналов, волна критики со стороны российских СМИ и официальных лиц обрушилась на Германию, а во втором случае, при формальном участии властей Беларуси, волна критики их обошла. Оно и понятно: «союзник» вроде. Но только этот «союзник» не ограничился блокировкой сайта, а решил наказать и автора не понравившейся статьи — журналиста КП, белорусского гражданина Геннадия Можейко. Данные о том, где и при каких обстоятельствах был задержан журналист, разнятся, но факт заключается в том, что 28 сентября «Комсомольс
кая правда» опубликовала неугодный Лукашенко материал, а уже 2 октября его автор находился в белорусском СИЗО с предъявленным обвинением по двум уголовным статьям (максимальный срок наказания — до 10 лет).
Складывается впечатление, что Лукашенко взял в заложники не журналиста, работающего в российском издании, а само Российское государство. Российское политическое руководство раз от раза в лучшем случае «закрывает глаза» на происходящее в Беларуси и поступки Лукашенко, а в худшем — вынужденно защищает его: «союзник» вроде. Важно понимать, что «союзник» этот, совершая свои политические агрессивные и неадекватные действия как внутри страны, так и за ее пределами, каждый раз перекладывает на Россию все вытекающие из них издержки — репутационные, экономические, политические. Если объективно смотреть на вещи, то за последний год для России ничего, кроме репутационных, экономических и политических убытков, такое поведение главы Беларуси не принесло.
Уверен, что взятие под стражу и возбуждение уголовного дела против корреспондента КП — не последнее неадекватное политическое действие Лукашенко, наносящее серьезный ущерб репутации российского руководства как внутри России, так и вовне, подобное будет продолжаться и в будущем. И масштаб, и последствия таких «маневров» Лукашенко для России всегда будут непредсказуемы. Вот такой у России «союзник». А «союзник» ли?
Будьте первым, кто оставит комментарий!