О необходимости изменения процедуры регистрации кандидатов на выборах заявили эксперты Общероссийского гражданского форума. Они предлагают публиковать собранные кандидатом подписи и автоматически регистрировать его при достижении требуемого количества. Предлагается дать избирателям возможность поддержать кандидата с помощью электронной подписи на сайте госуслуг. По мнению экспертов, такие предложения актуальны для выборов губернаторов и региональных парламентов. Они отмечают, что власти на местах используют свои возможности для отказа в регистрации неудобных кандидатов. По словам первого президента Российской ассоциации политических консультантов Игоря Минтусова, «любые попытки формализовать процедуру регистрации кандидатов и минимизировать человеческий фактор — это попытки в правильном стратегическом направлении».
Доклад под названием «Выборы. Свобода. Общее дело» представили эксперты Общероссийского гражданского форума, инициатором которого стал Алексей Кудрин. Авторы документа предлагают меры по изменению избирательных процедур, которые позволят сделать более честными выборы.
В числе предлагаемых мер — изменение процедуры регистрации кандидатов. «Количество собранных различными способами и верифицированных подписей должно публиковаться, и при достижении требуемого количества кандидат должен автоматически регистрироваться», — сказано в проекте. Кроме того, предлагается дать избирателям возможность поддержать выдвижение кандидата с помощью электронной подписи на сайте госуслуг.
Эксперты считают, что данные предложения актуальны для региональных выборов как губернаторов, так и парламентов. В частности, первый президент Российской ассоциации политических консультантов, председатель совета директоров агентства стратегических коммуникаций «Никколо М» Игорь Минтусов сказал «Клубу Регионов»:
«Уровень доверия к выборам в России с точки зрения их честного проведения по-прежнему остается низким. И выборы в Москве, где был не зарегистрирован целый ряд кандидатов, а также в Петербурге, где на ряде участков на выборах губернатора, по оценке экспертов, был административный беспредел, — тому подтверждение. Поэтому любые попытки формализовать процедуру регистрации кандидатов и минимизировать человеческий фактор в регистрации кандидатов, например за счет электронных подписей, я только приветствую, потому что это попытки в правильном стратегическом направлении».
В то же время Минтусов считает, что партия власти не заинтересована в подобных изменениях процедуры регистрации кандидатов:
«Потому что чем больше возможностей для человеческого фактора оказывать влияние на процедуру регистрации кандидатов, тем удобнее. Партия власти контролирует почти все этапы регистрации. А сбор электронных подписей сокращает возможности на нелегитимное воздействие на процедуру регистрации.
В своей возможности оказывать влияние на выборы партия власти следуют букве закона, но игнорирует дух закона. А дух закона нам говорит, что в выборах должны принимать участие все желающие граждане страны. И дух закона говорит о том, что надо регистрировать всех. Но это не устраивает особенно ряд региональных властей. Потому что они не хотят регистрировать каких-то сильных региональных оппозиционных политиков, так как такие политики дают головную боль для них. И поэтому они предпочитают заниматься легализмом и их не регистрировать по чисто формальным основаниям, игнорируя дух закона, но следуя букве закона».
Политолог, директор центра политологических исследований при Финансовом университете РФ Павел Салин обратил внимание на два фактора при обсуждении темы сбора электронных подписей:
«Главные два вопроса — это на какой платформе будут собираться эти подписи и будут ли какие-то фильтры. Это как с электронным голосованием. В теории идея хороша, но как это было использовано в Москве, то это фактически облегчает использование административного ресурса. То же самое может быть с электронным сбором подписей. Нужно знать два момента: на какой платформе собирать подписи и будут ли какие-то фильтры. Имеются в виду фильтры для проверки подписей. В рамках электронного правительства была российская общественная инициатива. Тогда собирались электронные подписи за какую-то инициативу, и когда их набиралось определенное количество, то власть должна была эти предложения рассматривать. Только прежде в качестве фильтра были экспертные советы, которые эти инициативы рассматривали. И если они были не нужны власти, то они спускались на тормозах. Мы помним, что после возвращения выборов губернаторов появился муниципальный фильтр».
По мнению Салина, основной проблемой является не избирательное законодательство, а правоприменительная практика:
«Это показали выборы в Мосгордуму. Первичны не юридические процедуры, не закон, а политическая воля. Есть установка кого-то зарегистрировать — он регистрируется, нет установки — не регистрируется. И менять необходимо именно ситуацию с правоприменительной практикой».
Добавим, среди других предложений Общероссийского гражданского форума — независимый подсчет голосов. Планируется производить его автоматизированно, без непосредственного участия членов комиссий. Формировать избирательные комиссии предлагается по аналогии с судом присяжных — путем жребия, чтобы заседать в них могли любые граждане. Также среди инициатив — ужесточение ответственности за фальсификации на выборах.
Ссылка на статью : http://club-rf.ru/detail/3641
Будьте первым, кто оставит комментарий!