Глава ЦИКа Элла Памфилова на совещании с председателями региональных избирательных комиссий подняла проблему вмешательства властей в ход голосования и подсчета голосов. По данным СМИ, большинство из более чем 4 тыс. жалоб на деятельность РИКов и ТИКов были связаны именно с действиями властей на местах. Президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов в беседе с «Клубом Регионов» заявил, что у ЦИКа просто нет полномочий, чтобы изменить действующую в России «лицемерную» систему выборов в регионах, при которой избирательные комиссии всех уровней практически напрямую подчиняются исполнительной власти.
— Элла Памфилова перед каждыми выборами грозит серьезными последствиями представителям власти, которые решат вмешиваться в ход выборов. Но все ли сам ЦИК сделал для того, чтобы чиновники не могли оказывать давление на нижестоящие комиссии?
— Насколько я знаю Эллу Александровну, она делает максимально возможное в рамках полномочий, которые у нее имеются, чтобы ограничить влияние местных властей на процедуру подсчета результатов выборов. Но у Центризбиркома очень небольшие полномочия для того, чтобы повлиять на действия региональных властей. В общественном сознании существует миф, который очень выгоден исполнительной власти и местным администрациям, что за все отвечает ЦИК или региональный избирком. К сожалению, это не так, потому что сложилась система, при которой ключевую роль в формировании региональных избирательных комиссий играет региональная администрация, я уж не говорю о тех увлекательных историях, когда кандидатуры руководителей избиркомов всегда согласуются с органами власти, что является дополнительным фактором зависимости областных комиссий от органов власти.
Система выстроена таким образом, что де-факто главе Центризбиркома очень сложно влиять на многие регионы, потому что, во-первых, избирательные комиссии состоят из людей, которых назначала региональная администрация, и, во-вторых, в силу технологических процедур ЦИК не может разом взять и поменять весь состав избирательных комиссий.
— Зачастую даже многократные попытки ЦИКа добиться отставки самых одиозных председателей региональных избиркомов ни к чему не приводили.
— Если мы возьмем Московскую избирательную комиссию и ее председателя господина Горбунова, то когда мы на него посмотрим, то с ним сразу все становится ясно. Он более 20 лет возглавляет Мосгоризбирком и пережил на протяжении этих лет десятки скандалов, связанных с выборами. Меняются мэры, меняются президенты, а с председателя Мосгоризбиркома как с гуся вода. Я уже не говорю о том, что на выборах в Мосгордуму участники кампании, представители КПРФ, одной из системных партий, подали требование о смене руководителя избиркома. В любой другой стране, если хотя бы один из участников выборов не доверяет организатору выборов в каком-то конкретном кантоне, департаменте или штате, этого человека немедленно снимают. И сам факт того, что Горбунов занимает свой пост, — это самый яркий пример дискредитации системы выборов в Москве.
Я увлекся этими образами, но смысл сводится к тому, что возможности ЦИКа крайне ограничены, и де-факто региональные власти определяют результаты выборов.
— Возможно ли заставить власти регионов играть на выборах честно? Может ли повлиять на это федеральный центр?
— Это вопрос политической воли, а также структурный и технологический. Если вашим начальником является чиновник Иванов, то есть вопрос, может ли политик Петров повлиять на вас, если он обладает более высоким статусом, чем чиновник Иванов? Ответ здесь неочевидный, и скорее даже нет, чем да, потому что система создана таким образом, чтобы исполнительная региональная власть контролировала процесс создания региональных, участковых и территориальных комиссий. Окрики, которые время от времени раздаются из Кремля, имеют краткосрочный эффект: какие-то действия совершаются, но порочная система формирования избирательных комиссий остается. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно менять систему формирования избирательных комиссий, чтобы они были независимы от исполнительной власти, а также существенно расширять полномочия ЦИКа по формированию действительно независимых участковых и территориальных избирательных комиссий.
— А что насчет политической воли?
— Парадокс в том, что если брать первое лицо в стране, то оно-то как раз не заинтересовано в региональных фальсификациях, потому что президент, я думаю, как раз отдает себе отчет, что все это в конечном итоге влияет на его имидж. И лично ему фальсификации не нужны, потому что он будет избран при любом честном голосовании. Эта официальная позиция будет сохраняться, и окрики сверху будут продолжаться. Но, кроме этого, должна быть проведена системная реформа, о которой я уже говорил, а тут должна быть политическая воля не для политического лозунга о том, что региональные избиркомы должны быть независимы от исполнительной власти. Такой лозунг в сложившейся системе будет абсолютно бессмысленным.
— Вы наверняка можете сравнить ситуацию в России с другими странами. Там те же проблемы?
— Об этом, наверное, не все знают, но практически во всех демократических странах, начиная от Франции и заканчивая США, подсчет голосов всегда производится только представителями партий либо кандидатов, которые участвуют в выборах. В подсчете голосов не принимает участие ни один из региональных чиновников, если он не делегирован конкретным кандидатом либо партией. А кто же у нас является председателями региональных и территориальных избирательных комиссий, представители каких партий, каких кандидатов? Чисто формально они ничьи, но они представляют исполнительную власть, которая, в свою очередь, представляет законодательную власть, где все контролирует правящая партия.
Очень лицемерная у нас действует система, у нас исполнительная власть не только фактически контролирует подсчет голосов — у нее в распоряжении еще и такое количество разных фильтров и страховок, что это всегда позволяет нажать на определенную юридическую кнопку и объявить кандидата, которые реально выиграл выборы, проигравшим по ряду обстоятельств. Далеко за примерами здесь ходить не надо. Про Москву в этом году я уже говорил. В Петербурге в этом году тоже было полное безобразие на выборах губернатора. А в прошлом году таким примером был Приморский край, где не мытьем так катаньем исполнительная власть протаскивала в победители выборов определенного человека (может, и достойного, это уже другая история). Это в малой степени было связано с электоральными ресурсами, а в большой степени этот человек побеждал за счет административного ресурса, и даже не регионального, а админресурса центра. Лучшие люди Москвы были подключены к этому процессу, десятки специалистов были делегированы в Приморье, чтобы помочь конкретному человеку избраться.
Ссылка на интервью: http://club-rf.ru/interview/383
Будьте первым, кто оставит комментарий!