Лидер КПРФ Геннадий Зюганов идет ва-банк. В кулуарах Компартии говорят, что роль подконтрольной оппозиции уже не удовлетворяет его. И сейчас идеальное время для изменения ситуации. Пока здравоохранение с большим трудом противостоит COVID-19, в регионах вновь усиливается ностальгия по временам всесильного СССР с его лучшими медициной и образованием. И, чтобы опять получить политический вес, в КПРФ готовы вернуться к использованию технологии далекого 1996 года, когда Зюганов был реальным претендентом на пост президента России. Что это: последний рывок в борьбе за власть теряющей статус второй партии в стране или же очередная попытка псевдооппозиции создать иллюзию противостояния? Подробности на «ФедералПресс».
Новый «красный пояс»
На прошедшем пленуме ЦК КПРФ лидер партии Геннадий Зюганов поделился стратегией на предстоящие парламентские выборы. По его замыслу, успех коммунистам должно принести создание Союза патриотических сил (СПС), который также обозначался как «народный фронт левых и патриотов». Лидер Компартии убежден, что это должно способствовать росту влияния КПРФ в среде работников наемного, эксплуатируемого труда, прежде всего промышленного пролетариата, включающего в себя рабочих и инженерно-технических работников. Помимо этого, Зюганов признал истину, которая была очевидна почти всем: в партии должно быть больше молодых людей. Правда, это будет не обновление партактива, а всего лишь его пополнение: численность партии планируется удвоить.
Как отмечает политолог Дмитрий Абзалов, это вынужденное решение. «У КПРФ сейчас очень сложное положение. Со всех сторон их подпирают новички, да и давно известные партии сейчас выглядят несколько лучше, чем коммунисты. Поэтому им крайне важно использовать все доступные им технологии. И создание такого союза — один из способов увеличить свое представительство в Госдуме 2021 года», — отметил эксперт.
Подобные заявления Зюганова могут говорить о том, что партия хочет создать свой «Красный пояс 2.0». Первая версия «пояса» стала результатом объединения вокруг КПРФ организаций народно-патриотической направленности в августе 1996 года. Победы на президентских выборах это не принесло, но привело к другим далекоидущим последствиям: во второй половине 90-х кандидаты, поддержанные Народно-патриотическим союзом России, стали победителями губернаторских выборов во многих регионах страны. Однако в начале 2000-х в Союзе произошел конфликт, который повлиял на дальнейшую судьбу всей партийной системы страны. После серьезного ослабления коммунистической партии в единоличные лидеры вырывается другая политическая сила — «Единая Россия». И до сих пор у нее нет реальных конкурентов. Добил вероятность возвращения «красного пояса» указ президента Путина об отмене прямых выборов губернаторов 2004 года. Глава государства мотивировал свое решение необходимостью повысить управляемость регионов. Все происходило на фоне теракта в Беслане. Россия, конечно, вернулась к выборам глав регионов в 2012 году, но роста губернаторов-коммунистов больше не произошло.
Впрочем, сам Геннадий Зюганов заявляет, что войну «Единой России» он объявлять не намерен. В своем выступлении на пленуме он подчеркнул, что считает необходимым вести полноценный диалог с властью. Лидер коммунистов предложил объединяться, чтобы противостоять атакам со стороны глобалистского капитала. «Мы должны сплотиться и дать ему (капиталу. — Прим. ред.) отпор независимо от политической ориентации. Ибо наша государственность — это высшее и главное завоевание, которого мы добились в своей истории», — заявил Зюганов.
Еще одним косвенным подтверждением того, что КПРФ не собирается становиться для партии власти реальной оппозицией, являются высказывания Зюганова по ситуации в Беларуси. В своем заявлении от 24 октября он подчеркнул, что благодаря позиции Лукашенко и белорусов им удалось отстоять страну.
Запоздалые реформы
Для чего тогда партии нужны подобные союзы? Причина лежит на поверхности. В рамках своего съезда коммунисты подчеркивали, что по итогам сентябрьских выборов им удалось улучшить свои позиции и подтвердить статус «ведущей оппозиционной силы». Правда, хвалились они больше редкими поражениями «Единой России», нежели своими достижениями. Так, Геннадий Зюганов заявил, что в 11 регионах страны, где проходили выборы в заксобрания, партия власти потеряла больше миллиона своих избирателей. Также он говорил о социологических опросах, которые показывают низкие рейтинги «Единой России».
Правда, одного он не рассказал: далеко не все «потерянные» голоса отправились в копилку КПРФ, а значит с точки зрения повышения собственных рейтингов у коммунистов дела обстоят не сильно лучше. Для успешного функционирования партии необходимо хорошо зарекомендовать себя на будущих парламентских выборах. И здесь им может быть полезна идея с объединением. Это позволит увеличить число партийцев и найти новые перспективные кадры.
Создание коалиций дает возможность вернуться в информационное поле. Однако, по мнению политолога Александра Шпунта, это не сильно поможет КПРФ повысить рейтинги перед выборами в Государственную думу в 2021 году. Он отмечает, что организовать сильный политический союз сейчас практически невозможно. И если это не произошло в более благоприятные для этого периоды современной истории России, то и сейчас не случится. Тем более никаких глобальных противоречий на левом фланге не произошло. «Это больше похоже на попытку напомнить о себе. В последнее время КПРФ не балует своих избирателей интересной риторикой. Они обращаются к новому поколению теми же фразами и лозунгами, что и к их родителям, из серии «Банду Ельцина под суд». Но это уже не работает. Это не говорит о том, что коммунисты не хотят меняться. У них просто нет на это достаточно ресурсов. Поэтому они продолжают использовать весь доступный электорат», — считает Шпунт.
По его мнению, несколько лет назад у КПРФ были все возможности для того, чтобы провести омоложение состава. Тогда появилась мода на все советское, расцвел миф о том, как замечательно было в СССР, но КПРФ упустила этот шанс.
Судя по всему, поколение новых и рьяных коммунистов появится не скоро. Геннадий Зюганов долгие годы не подпускает к своему Олимпу ни одного яркого политика. И вряд ли изменит эту «традицию». Даже Павел Грудинин, который стал кандидатом от КПРФ в рамках очередного альянса и показал успешные результаты на президентских выборах (2-е место с 11,77 % голосов), вернулся в свой совхоз.
Опоздала партия и с выбором тематики. Как отмечает исполнительный директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, для успешного участия в парламентских выборах КПРФ и Зюганову нужно сделать ставку на молодых и ярких спикеров, а не пытаться сесть на патриотический поезд, который ушел уже очень далеко. «К сожалению для КПРФ, этот посыл устарел на четверть века. Аналогичный союз был организован в эпоху незащищенной победы Зюганова в 1996 году. Сегодня входить в эту воду и заявлять, что КПРФ становится во главу патриотического движения страны, минимум не актуально, а как максимум — смешно. Эти темы просто устарели. Повестку уже давно перехватили. Сейчас она находится не на левом фланге, а у власти. И произошел этот «захват» еще в 2012 году. Главный патриот сейчас — Владимир Путин, а Зюганов на его фоне скорее носитель социальных идей, но никак не национал-патриот», — отмечает Бондаренко.
Также не верит в успех создания союза и президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов. По его мнению, это заявление — лишь стандартная попытка мобилизовать избирательный электорат. Впрочем, совсем безнадежной инициативу эксперт не считает. «Если партии удастся реализовать все задуманное, то это может им существенно помочь. Но проблема заключается в том, что они выбрали очень замыленную повестку. Даже нейминг крайне неудачный. Слишком похоже на другие, похожие инициативы, что не играет на руку КПРФ», — подчеркнул Минтусов.
Но кое-что можно сказать с уверенностью. Опыт Зюганова показал, что идея с союзами и альянсами хорошо работает для достижения сиюминутных задач. Использование таких технологий на выборах 2021 года — логичный шаг. Из более широкого круга союзников будет проще выбрать профессионала, которого можно «накачать» коммунистическими образами и на выходе получить яркого политика, который заберет у прямых конкурентов за вторую строчку важные голоса. А голоса — это реальные деньги, которые помогут коммунистам продолжить свое безбедное существование на периферии реальной политической борьбы. Но смогут ли за год появиться такие яркие образы? Вероятность этого стремится к нулю.
Ссылка на статью: https://fedpress.ru/article/2607848
Будьте первым, кто оставит комментарий!