Если убрать из политической типологии современных государств модный последние 10 лет в политологии тип «гибридных» («смешанных») государств и оставить два предельно обобщенных типа, то можно выделить тип либерального государства и тип авторитарного государства.
Развилку железнодорожных путей между «либеральными» и «авторитарными» рельсами поезд российской государственности окончательно преодолел в 2012 году, а укладка рельсов в соответствующем направлении началась в 2007 году после речи президента Владимира Путина в Мюнхене. Поезд российской государственности двигается все дальше в заданном направлении, и его не остановить. С каждым месяцем и годом этот поезд проскакивает узловые станции, где теоретически можно поменять железнодорожное полотно и начать движение в сторону либерального государства. Все меньше и меньше попадается узловых станций, и корректировка движения поезда в сторону строительства либерального государства становится все менее возможной.
Причины тому две. Первая: приблизительно 55-60 % населения не хочет возвращения так называемого либерального государства. У общества с «либеральным» государством ассоциируются только «лихие» 1990-е годы, а нулевые — «тучные» с экономической точки зрения годы — не ассоциируются, хотя тогда была самая что ни на есть либеральная внутренняя политика.
Вторая причина — поражение либеральной политики внутри страны. Политические лидеры посчитали бесперспективным развитие России в либеральном направлении, и в их планы движение государства в эту сторону больше не входит. На то были и есть серьезные основания, но сейчас не об этом.
Каков же промежуточный итог движения государственного строительства в консервативном направлении с конечной станцией «авторитарное государство»?
На мой взгляд, начались серьезные сбои в движении по консервативной колее российской государственности. Внутренняя консервативная политика теряет на глазах свою эффективность. События 23 и 31 января — этому свидетельство. Сейчас легко быть Нострадамусом и предсказывать будущее. Этой легкой работой и займемся.
- У консервативной политики в России в настоящий момент нет альтернативы: налицо консенсус 55-60 % населения с правящей политической элитой.
- Внутренняя консервативная политика в России ведет к кризису с нарастающей скоростью. Навальный и «дворец» в данном случае — повод для высказывания населением недовольства этой самой внутренней консервативной политикой.
- На фоне снижения эффективности внутренней политики будет снижаться роль «политической» части правящей элиты, которая перестает справляться со своими задачами, и будет увеличиваться роль «силовой» части правящей элиты. Она все более становится самостоятельной силой, мало контролируемой законами (измененными специально для «силовиков»).
- Резкое усиление роли во внутренней политике «силовой» элиты, стоящей на страже интересов правящей элиты в их усиливающемся противостоянии с обществом, приведет к окончательному превращению России в «авторитарное государство» де-юре и де-факто к концу 2021 года (движение прыжками по нынешнему, белорусскому сценарию).
- Усиление «силовой компоненты» во внутренней политике приведет к радикализации протестного настроения среди 20-25 % населения с артикулированными и выраженными либеральными ценностями. Здесь нынешний белорусский сценарий мягкого противостояния общества и власти перейдет в российский сценарий с жестким противостоянием общества и власти (см. историю противостояния народовольцев, эсеров, большевиков с властью в конце XIX и начале XX века).
- Чем закончится — тоже понятно. Или жесткий вариант смены власти по образцу 1917-го года, или мягкий вариант смены власти по образцу 1991-го.
И в том и в другом случае с такой внутренней политикой нынешний «политический блок» политической элиты, несмотря на усилия «силового блока», вряд ли удержится к 2024 году.
Будьте первым, кто оставит комментарий!