Большой международный резонанс на днях вызвало околоспортивное событие. На летних Олимпийских играх в Токио белорусская спортсменка Тимановская узнала от третьих лиц, что она заявлена на дистанцию (400 м), к которой не готовилась. Она отказалась выступать на новой для нее дистанции, после чего тренеры сняли спортсменку с главной для нее дистанции и хотели вернуть в Белоруссию. Тимановская отказалась и попросила политического убежища. Кристина Тимановская: «Я бы никогда в жизни не стала так резко реагировать, если бы заранее ко мне подошли, объяснили всю ситуацию и узнали, могу ли я пробежать 400 м и готова ли я? Все решили сделать за моей спиной. Поверьте, даже несмотря на то, что я никогда не бегала 400 метров, я была бы готова поддержать команду и девочек и выйти с ними на одну дорожку, но я считаю, что вышестоящие люди должны иметь уважение к нам как к спортсменам и иногда считаться с нашим мнением».
Кристина Тимановская не была частью оппозиции в Белоруссии. Она просто отказалась терпеть унижение и стала врагом политического режима. В современном мире тоталитарные системы начинают платить за унижение своих граждан. Речь идет не о смерти гражданина, не о лишении его свободы, не о пытках. Речь идет о человеческом достоинстве. (Вспоминается унизительный способ задержания под камерами экс-губернатора С. Фургала.) Если раньше для авторитарных государств рутинное унижение человеческого достоинства гражданина свой страны сходило с рук в международном сообществе из-за принципа невмешательства в дела других государств, то теперь это сходит не всегда. Авторитарным государствам все сложнее подавлять достоинство и права человека в своей стране, избегая последствий в виде осуждения международным сообществом или в виде санкций. Методы принуждения, которыми белорусские чиновники привыкли пользоваться, в частности в спорте, вдруг споткнулись о несогласного человека и перестали работать. Эти методы обратились против отправителей унижения.
Почему этот случай стал резонансным и неожиданным для белорусских властей? Потому что белорусское руководство по привычке применяет инструменты из тоталитарного прошлого века в веке нынешнем. Белорусские граждане имеют иную, отличную от властей систему внутренних ценностей и не готовы подчиняться архаичным приказаниям номенклатуры. По данным World Values Survey, за последние
5 лет белорусы сильнее всех постсоветских стран сдвинулись по шкале выживания в сторону свободы самовыражения (с отметки -1,25 до -0,6). Власти страны не отследили, что белорусы стали другими, и продолжают предлагать им абстрактную стабильность в обмен на возможность насильно увозить спортсменов с Олимпиады или сажать международные авиарейсы, используя методы международных террористов (угроза взрыва).
И если с внутренними недовольствами авторитарные страны справляться научились, то вмешательство международных институтов — явление достаточно новое и неприятное. Страна, связанная с внешним миром как минимум посредством торговли, в XXI веке будет расплачиваться за унижение своих граждан и нести или экономические убытки в сотни миллионов долларов (ситуация с арестом Р. Протасевича), или моральные убытки (случай с К. Тимановской). Плата за унижение отдельной человеческой личности в международных отношениях растет. И это не может не радовать.
Будьте первым, кто оставит комментарий!