Ильичева Дарья Тимофеевна, студент 1 курса магистратуры факультета политологии ГАУГН
ilyi4iova@yandex.ru
Сентябрьские парламентские выборы 2021 года проходят в условиях стремительно изменяющейся и развивающейся эпидемиологической ситуации. Для кандидатов и партий необходимо учитывать все возможные обстоятельства, настроения населения, реагировать на принимаемые политические решения.
Кампания по обязательной вакцинации стала важным маркером, так как с помощью него можно проследить настроения и симпатии общества к власти и политическим элитам, с определенным процентом вероятности попытаться оценить уровень поддержки тех или иных партий на грядущих выборах в Государственную Думу. Цель данной работы проследить, как общественное мнение оценивает кампанию по вакцинации и каким образом это отразится итогах выборов в Думу нового созыва.
Обязательная вакцинация введена, сначала в Москве, а затем и в ряде других регионов, данная мера обусловлена колоссальным приростом заболевших и умерших от новой коронавирусной инфекции и, скорее всего, по причине того, что объявленная еще в январе возможность добровольной вакцинации не принесла ожидаемых результатов. Казалось бы, благое и в текущей ситуации необходимое политическое решение, принятое некоторыми главами республик и городов, однако оно было встречено общественностью отнюдь не приветливо. Можно предположить почему.
Обязательная вакцинация воспринята «в штыки» в первую очередь владельцами малого и среднего бизнеса, в частности сферы услуг и общепита. Прежде всего, именно из-за характера обязательности процедуры и в связи с ограничениями для не вакцинированных граждан. Совокупность этих нескольких факторов возмутило общественность, что повлекло за собой нарастания недовольства исполнительной властью. Социальные сети, мессенджеры переполнены различными призывами бойкотировать прививки (как от коронавируса, так и вообще любые плановые прививки, что важно), а взрывной рост производства и распространения поддельных сертификатов о прививке говорит о спросе на «обход закона». Вероятно, подобная протестная волна поднялась в силу того, что на население возложили именно обязательства вакцинироваться, в частности необходимость подтверждать это сертификатом и QR-кодом.
Во-вторых, среди представителей власти не было единодушного мнения об обязательной вакцинации. Заявления ряда чиновников могли «запутать» население и помочь сформировать предвзятое, даже негативное отношение к обязательной вакцинации. С первых же дней стали подниматься вопросы о правомерности данной политики, обсуждаться возможные риски как от реализации ее в полной мере, так и от попыток обхода процедуры обязательной вакцинации.
В-третьих, темпы записи на вакцинацию, конечно, выросли с 16 июня, однако степень доверия к ней закономерного роста не показала. Связь проста: тяжело самостоятельно принять решение и со взвешенными «за» и «против» идти в медицинский пункт, наоборот, возникают сомнения и противоречия, что подрывает лояльность к проводимой политике. С большой долей вероятности можно предполагать, что достаточно непопулярная кампания по обязательной вакцинации наложила свой след на ощущаемое падение уровня доверия партии, большее количество представителей которой стали «лицами» кампании – «Единой России».
Как же летняя кампания повлияла на электоральные настроения, а в последствии и скажется на результатах выборов в парламент?
Самой яркой реакцией на обязательную вакцинацию выделилась КПРФ. Ряд действующих депутатов (как ГД, так и региональных заксобраний) выразили свое отношение к кампании с разной степенью резкости критики. Например Депутат МГД Евгений Ступин публично завил, что не признает вакцинацию и отказывается прививаться. Депутат ГД РФ Алексей Корниенко высказался против внесения обязательной плановой вакцинации от COVID-19 в «календарь прививок». Депутат МГД Екатерина Енгалычева в своем посте разъяснила все недостатки обязательной вакцинации и рассказала, в каких случаях можно избежать вакцинации. Депутат Саратовской облдумы Сергей Бондаренко выступил с критикой, а Депутат ГД РФ Евгений Рашкин, помимо всего прочего, организовал несанкционированный митинг в Москве против обязательной вакцинации.
На такой, отчасти, популистической риторике, КПРФ набирает поддержку, причем не сколько по идеологическим симпатиям, а, именно ситуативно, в контексте сложившейся политической обстановки. Другие представители, как системной, так несистемной оппозиции, высказывались гораздо более умеренно, в целом придерживаясь мнения: «обязательную вакцинацию не приветствуем, но прививки важны, вакцинируйтесь!». КПРФ действительно набирает популярность, даже среди придерживающихся либеральных взглядов граждан, также беря во внимание, что партия «молодеет», а, следовательно, обновляется и идеологическое поле, в котором партия функционирует.
Свою роль сыграла попытка некоторых губернаторов ввести в регионах обязательную вакцинацию по модели Москвы. Парадокс в ситуации, где президент России заявляет о неодобрении обязательных прививок, но поручения и необходимость, что называется чиновникам «на местах» выполнить задачу по массовой вакцинации, не кажется обществу логичным развитием событий. В субъектах, где принято решение об обязательности прививки от COVID-19, например, таких как Волгоградская и Кемеровская области, республика Башкортостан, Санкт-Петербург, рейтинги глав снизились, учитывая, принадлежность к Единой России у населения могла сложиться устойчивая связь «ЕР – обязательная вакцинация – негативные ассоциации». Результат подобных диспропорциональных решений, скорее всего, будет выражен в результатах голосования.
КПРФ, подхватив волну негодования от обязательной медицинской процедуры, активизировали, так называемых «антиваксеров». С одной стороны, риторика критики правительственной линии, оппозиционные заявления и позиция, сработают на протестное голосование. С другой стороны, сам электорат, придерживающийся «ковид-диссиденства» или же отказа от прививок, наносит в некотором степени, имиджевый урон партии, но, тем не менее не минимизирует ее нарастающую популярность.
Как итог, можно предположить, что на «полях» в сентябре действительно сойдутся в схватке за поддержку ЕР (как партия власти с мощным административным ресурсом и все еще самая поддерживаемая партия) и КПРФ (набравшая популярность и новых сторонников партия). Конечно, говорить о том, что партия власти может уступить коммунистам, не приходится, однако, нельзя не признать, что именно кампания по обязательной вакцинации, многими воспринимаемой неудачной, подпортила рейтинги Единой России, а КПРФ, напротив, на фоне этих событий обрела популярность, которая может помочь на грядущих выборах.
Будьте первым, кто оставит комментарий!