В минувший понедельник «Коммерсант» опубликовал статью заместителя председателя Совета безопасности России Дмитрия Медведева, посвященную российско-украинским отношениям. В тексте экс-президент России эмоционально, в несвойственном для него стиле выражает свое отношение к украинскому политическому руководству и отвечает на два извечных вопроса: «кто виноват?» в кризисе российско-украинских отношений и «что делать?» в этой ситуации России. Кого Д. Медведев считает «виноватым» в отсутствии диалога между Россией и Украиной — понятно, а вот предлагаемый способ решения имеющихся российско-украинских противоречий представляется интересным.
Главный месседж Медведева: российское политическое руководство не признает нынешнюю украинскую власть как адекватного партнера в переговорном процессе и разговаривать с ней не видит возможности. Украина, в понимании Медведева, является «вассалом» Запада, находится «под прямым иностранным управлением», поэтому ее нынешних лидеров и переговорный процесс с ними нужно игнорировать. Отказ в субъектности украинским властям как независимым участникам переговорного процесса и самой Украине как суверенному государству становится привычным для Кремля. Но одно дело — читать это между строк, и совсем другое — читать это прямым текстом в изложении зампредседателя СБ РФ. По-видимому, Медведев лишь громко озвучил ту позицию, которой придерживается высшее политическое руководство страны.
Думается, что усиление конфронтационной риторики связано с текущим затруднением переговорного процесса. Означает ли это, что нужно совсем отказаться от двусторонних контактов с нынешним политическим руководством Украины, как к этому призывает Д. Медведев? И каков механизм реализации этой идеи? Разрыв дипломатических отношений, военный конфликт или что-то еще? Говорит ли это о том, что России следует де-факто не признавать легитимное украинское правительство как участника переговорного процесса, потому что «украинские руководители нынешней генерации — люди абсолютно несамостоятельные» и что «во главе этой страны стоят невежественные и необязательные люди»? Пример в тему: новый премьер-министр Японии Фумио Кисида только что заявил о суверенитете Японии на Южных Курилах. Позиция однозначно неприемлема для Кремля, но от переговоров с Японией никто не отказывается и уж тем более не ставит под сомнение суверенитет и независимость японского государства. Еще более странным выглядит отказ в субъектности официальному Киеву на фоне постоянных призывов российских властей к украинской стороне о необходимости диалога с представителями Донбасса, которым в субъектности отказывает, в свою очередь, политическое руководство Киева. Получается, что руководителей непризнанных республик в Донбассе, лояльных и подконтрольных Москве, российская власть предлагает считать субъектными участниками переговорного процесса, а официальный Киев теперь — нет.
К концу статьи экс-президент задается вопросом: «…что делать в этой ситуации?», и сам же отвечает на него: «А ничего». Д. Медведев предлагает просто ждать смены власти в Украине. По всей видимости, председателю «Единой России» близка мудрость китайского философа Лао-Цзы, автора известного изречения о необходимости терпеливого ожидания у берега реки того дня, когда по ней проплывет труп твоего врага. В предлагаемой Медведевым стратегеме «ничего не делать» (а это тоже стратегия!) радует только то, что в отличие от многочисленных «ястребов» в политическом руководстве страны зампред Совбеза России не призывает к непосредственному вмешательству в дела суверенного соседнего государства. Вот только хотелось бы уточнить: а сколько времени ждать России у Реки Времени и чего ждать? Следующих президентских выборов в Украине? А если следующий законно избранный президент Украины вновь не устроит Кремль? Ждать дальше?
Будьте первым, кто оставит комментарий!