18 сентября в Москве состоится научно-практическая конференция «Электоральные процессы в современной России». Организаторами мероприятия выступили МПГУ, Российская ассоциация политической науки, Российская ассоциация политических консультантов и Ассоциация политических юристов. Подробнее — в интервью Владимира Шаповалова. Центр ПРИСП и портал «Выбор народа» стали партнерами конференции. Продолжаем серию интервью с приглашенными спикерами. Смотрите ранее интервью Дмитрия Журавлева, Олега Бондаренко, Дмитрия Орлова и Николая Пономарева.
Президент Европейской ассоциации политических консультантов, руководитель Агентства стратегических коммуникаций «Никколо М» Игорь Минтусов в интервью социологу, эксперту Центра ПРИСП Александру Шахову рассказал об особенностях избирательного цикла в 2019 году. Это интервью интересно тем, что оно было сделано до обнародования результатов выборов, в том числе в Мосгордуму.
— Игорь Евгеньевич, на конференции «Современные электоральные процессы в России» у вас была тема выступления «Основные тенденции электоральных процессов в России в 2016 году». Следует ли ожидать от вас заключений о тенденциях 2019 года? Наблюдали ли вы некие особенности текущего избирательного цикла?
— Да, я вижу некоторые особенности. Если в 2016 году у меня были некоторые надежды относительно того, что тенденция демократизации процесса выборов в России будет продолжаться, то теперь у меня их не осталось. Эту динамику «демократизации» я наблюдал с 2012 по 2018 годы, не в последнюю очередь связывая ее с приходом в ЦИК новой команды во главе с Э.А.Памфиловой. Под динамикой я имею в виду постепенное мягкое демонтирование административной системы, которая является главным фактором, влияющим на выборы, а также бОльшую демократизацию российских выборов со всей ее российской спецификой.
То есть административный ресурс по-прежнему является доминирующим на выборах, и он определяет победу того или иного кандидата. Незначительные исключения, которые были в период с 2013 по 2018 год, скорее подтверждают правило. Избирательная кампания 2019 года по выборам в МГД ставит для меня точку в окончании моих надежд на дальнейшую демократизацию и либерализацию выборной системы. Они закончились, по крайней мере, в 2019 году в ходе выборной кампании в МГД.
На момент нашего интервью я еще не знаю результатов выборов в Москве и в других городах. Но сужу по тому, насколько за гранью даже действующего законодательства де-юре и де-факто Московский городской избирком при поддержке ЦИКа администрировал эти выборы, за которыми стоит политический блок мэрии Москвы.
Система выборов становится изощренно демократичной по кускам в частностях и малодемократичной по сути в целом. Если основным «ноу-хау» администраций всех уровней, которые регулировали выборы до 2011 года включительно, была, в первую очередь, системная фальсификация на выборах, которую мы наблюдали приблизительно с 2004 по 2011 годы включительно, когда у кандидатов от оппозиции или «неугодных» кандидатов ( что не одно и то же!) «отбирали» победу на выборах при помощи прямых фальсификаций в ночь подсчета голосов, то теперь эта система изменилась на систему создания муниципального фильтра и других технологических блоков, которые позволяют не регистрировать или не допускать кандидатов от оппозиции и «неугодных» кандидатов.
И в этом смысле уровень фальсификации, под которым понимается прямая подтасовка при подсчете голосов, стал действительно существенно меньше за счет того, что при помощи фильтра уже отсекаются основные кандидаты, которые имели шансы на выборах.
— Считаете ли вы, что в этом году основное внимание было приковано к выборам в Москве? В то время как выборы губернаторов, тех самых «бывших технократов», на которых возлагали большие надежды, остались на региональном уровне.
— Наверное, да. Если бы мне, как жителю Москвы, который провел лето 2019 года в Москве, еще несколько месяцев назад сказали бы, что возможна ситуация, когда в столице Росгвардия будет избивать безоружных людей за то, что они вышли на несанкционированный митинг в знак протеста против не регистрации их кандидата, я бы не поверил. «Грязная, грубая, фальшивка, пропаганда Госдепа и такого быть не может», — сказал бы я. Но сейчас я увидел своими глазами, что такое возможно, что представители Росгвардии без опознавательных знаков, я имею в виду их личный номер, могут совершенно безнаказанно избивать безоружных людей на улицах Москвы и им за это ничего не будет.
— А что вы можете сказать насчет рихтовки подписей?
— Рихтовка подписей, если под ней вы понимаете подделку подписей при их сборе — это то, что может происходить всегда при любом сборе подписей у любого кандидата и на любых выборах. Вопрос в другом. Он в том, что избирательные комиссии должны в равной степени строго или в равной степени нестрого относиться ко всем кандидатам без исключения. А этого как раз и не происходит! Открою секрет Полишинеля: избиркомы допускают на выборы только тех кандидатов, которые «согласованы» с исполнительной властью. А кампания по обвинению рихтовке подписей проходит исключительно по отношению к оппозиционным или нежелательным кандидатам.
— Что касается самой системы подписей. Председатель ЦИК Элла Памфилова говорила, что этот процесс нужно сокращать/упрощать, и, в том числе, предложила такой метод как сайт госуслуг. Считаете ли вы, что это может быть эффективно и жизнеспособно?
— Я с огромным уважением отношусь к Элле Памфиловой, но мне кажется, что работа над улучшением удобства регистрации и непосредственно портала госуслуг, конечно же, не является панацеей. Проблема заключается в том, что в Москве живут и находятся на свободе несколько сотен людей во главе с главой Московской избирательной комиссии В. Горбуновым, которые систематически на всех выборах последних 15 лет в Москве совершали и совершают уголовно наказуемые деяния, которые должны караться статьей 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования — прим. ред.).
Эти люди (председатель Мосгоризбиркома плюс председатели большинства ТИКов и УИКов г. Москвы) совершают регулярную фальсификацию, точечную или масштабную — зависит от уровня выборов и от того, кто реально в данном округе побеждает или не побеждает. И им за это ничего не бывает! Закон бездействует, они на свободе. Отдельные исключения, а они есть, когда мэром Москвы снимались конкретные главы управ за явное использование административного ресурса на выборах — подтверждают только правило. И, замечу, что эти действия власти происходят только тогда, когда конкретные факты нарушения становятся известными широкой общественности (публикация аудио-записи «инструктажа» в Интернете, который проводят представители исполнительной власти на местах с председателями УИКов, например).
Поэтому все эти милые игры с регистрацией на портале госуслуг, выглядят как манипулятивный «маневр» власти для тех людей, которые или далеки от политики, или для честных людей, которые не очень понимают электоральные процессы и им кажется, точнее, они в это хотят верить, что фальсификации больше не будет.
Хочу подчеркнуть, что регистрацию на сайте госуслуг, на мой взгляд, надо делать, но это не решит проблему.
Фальсификации производят люди вполне конкретные, они имеют фамилию, имя и отчество.
В данном случае их олицетворяет В. Горбунов, который, исключительно по моему оценочному суждению, занимался, точнее, технически создавал систему ручного управления выборами еще во времена Лужкова. Хочу напомнить, что это один из самых старых руководителей избиркомов в России (Горбунов — прим. ред). И подобные люди — на свободе.
Это означает, что они и дальше будут заниматься фальсификациями или на этапе подсчета голосов, как это было до 2011 года включительно, или искусственно не регистрировать нежелательных кандидатов плюс искусственно регистрировать «желательных» кандидатов, и в том и в другом случае нарушая закон. Это мое оценочное суждение. Поэтому милые истории с улучшением электронной системы не вызывают ничего, кроме печальной улыбки.
Система управления выборами в интересах действующей власти в России устроена предельно примитивно. Есть исполнительная власть, которая в каждом городе представлена в лице заместителя мэра, которого назначают ответственным за выборы. В данном случае в Москве, город должен знать своих героев, это заместитель мэра Н. Сергунина. На эту позицию она была назначена еще осенью прошлого года (данные приводятся в СМИ). На протяжении порядка восьми месяцев она курирует Мосгоризбирком и создает систему тотального контроля за этапом регистрации кандидата и систему воздействия с помощью информационного ресурса на избирателей.
И все бы не было ничего такого особенного, потому что так делалось всегда, и в 2009, 2014 годах на выборах в МГД в Москве, и в 2013 году, когда избирался мэр Москвы, и в 2017 году на муниципальных выборах в Москве, но всему есть предел, всему есть границы. И госпожа Сергунина вместе с господином Горбуновым, на мой взгляд, в 2019 году эту границу перешла.
Для меня лично, чем бы ни закончились выборы, я говорю о Мосгордуме, они являются нелегитимными. И большая часть москвичей не получит своего представителя в Мосгордуме, так как указанные де-юре и де-факто руководители, отвечающие за избирательный процесс в Москве в 2019-м, нарушая закон Российской Федерации, фактически лично в моих глазах сделали эти выборы нелегитимными. Это мое оценочное суждение.
—Вы считаете, что подобные действия были оправданны? Мосгордума, конечно, сохранила свое влияние в числе лояльных депутатов, однако народные протесты явно указывают на будущее стремительное падение уровня доверия к московским депутатам и администрации в частности.
—Рейтинг у Мосгордумы никогда не был высокий. Если бы существовала шкала зависимости городской думы в рейтинге всех остальных органов региональной законодательной власти, то МГД, на мой взгляд, занимала бы одно из первых мест по степени невлияния на действия исполнительной власти.
Приведу пример. Мосгордума имеет право заслушивать ежегодные отчеты мэрии, но в ее положение не включен пункт относительно одобрения или неодобрения исполнительной власти. И это несмотря на то, что Мосгордума — это статусная история, которая выступает с законодательными инициативами, необходимыми мэрии. Несмотря на такую слабую с точки зрения полномочий Мосгордуму, даже в этой Мосгордуме мэрия не захотела увеличить число оппозиционеров, которые бы критиковали ее действия. Не захотела увеличивать, фактически или нарушая, или игнорируя некоторые статьи УК РФ. Причем, уверен, не так просто найти юридически эти нарушения, нынешняя судебная система в Москве «страхует» нарушения избиркомов на выборах.
— Видели ли вы за последнее время какие-нибудь новые центры силы, набирающие популярность партии или харизматичных лидеров?
— Конечно, эти люди есть, потенциал есть. Молодая группа политиков, а к молодым я отношу людей до 35 лет, после того как эта коррумпированная иерархическая система рухнет, в данном случае я говорю на примере Мосгордумы и всей системы мэрии, которую строил еще Лужков с вертикальной системой городских управ, общественными помощниками городских управ и так далее, то новые люди придут.
Они и из партии «Яблоко», и из «КПРФ», и из «Справедливой России» и даже кто-то, наверное, из «Единой России». Я как минимум одного кандидата лично знаю приличного, с моей точки зрения. Я имею в виду Валерию Касамару. Думаю, что если она пройдет, то хорошо, если нет — жалко.
Подробности: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/143465-mintusov-po-vyboram-2019-illyuziy-bolshe-net.html
Будьте первым, кто оставит комментарий!