Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Блог Игоря Минтусова: День российского парламентаризма и судьба выборной демократии в России

27 апреля российские парламентарии отмечали свой профессиональный праздник — День российского парламентаризма, в связи с чем в «Парламентской газете» вышла статья спикера Госдумы Вячеслава Володина «О парламентаризме, демократии и выборах» (https://www.pnp.ru/social/o-parlamentarizme-demokratii-i-vyborakh.html).

Цитата: «Демократия — это не покричать на площади… Это реализация прав граждан — участвовать в выборах, влиять на решения органов власти, свободно выражать свои взгляды, состоять в любой из зарегистрированных партий… Все условия для проведения демократических выборов, в полной мере отражающих волю избирателей, в России есть, закреплены Конституцией и законами страны».

Позволю себе усомниться в последнем предложении процитированного отрывка.

В настоящий момент выборы в РФ, на мой взгляд, не выполняют закрепленную за ними в Конституции функцию быть «высшим непосредственным выражением власти народа». Выборы в РФ не обеспечивают в достаточной мере конституционные права избирать и быть избранными. Вкратце аргументирую этот тезис.

У российских выборов есть два типа недостатков: принципиальные, связанные с государственным и политическим устройством РФ и не попадающие в компетенцию ЦИК, и технические, которые попадают в компетенцию ЦИК.

  1. К принципиальным недостаткам отнесем отсутствие принципа разделения властей, который был окончательно закреплен в поправках к Конституции 2020 года.
  2. Главной доминирующей политической силой в России сейчас является незарегистрированная партия «политической администрации», де-факто — АП, которая управляет государственными институтами. Одним из таких институтов являются выборы и организующее их ведомство — ЦИК РФ. Главная доминирующая политическая сила является одновременно и участником, и организатором выборов (только представьте себе: судья на футбольном поле и судит матч, и при этом может в любой момент ударить (и ударяет!) по мячу в створку ворот почему-то все время только одной команды). Формированием избирательных комиссий всех уровней (УИКи, ТИКи, областные ИК) также занимается незарегистрированная партия «политической администрации». Все по закону?!

Вышеуказанные недостатки не позволяют говорить о том, что у нас происходят «демократические выборы, в полной мере отражающие волю избирателей». Более точно: у нас происходят «демократические выборы, в полной мере отражающие волю „политической администрации“».

К вышеуказанным принципиальным и техническим недостаткам добавляется постоянное ухудшение законодательства о выборах. С 2002 года, когда был принят в очередной редакции закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», и до 2020 года было принято ровно 100 (!) федеральных законов, которые вносили поправки в исходный вариант, ухудшая его демократическую основу (краткий период либерализации закона о выборах в 2012 году в части регистрации партий не меняет основной двадцатилетний тренд).

На грядущих сентябрьских выборах в ГД политическое поле в стране будет стерильно зачищено от кандидатов, представляющих несистемную оппозицию. Ни один из них не будет зарегистрирован. Либо как участник несанкционированных митингов по совокупности административных штрафов, либо как участник экстремистских организаций (ФБК, штабы Навального), законы о которых принимаются в настоящий момент. А к тем, кто проскользнет между указанными Сциллой открытого уголовного дела и Харибдой экстремизма, повесят на грудь отличительный знак «иностранный агент» или «лицо, аффилированное с иностранным агентом». Другими словами, произойдет нарушение   конституционного права быть избранным для большого числа политически активных граждан.

Далее, по моему мнению, которое я уже высказывал в «Кремлевском безБашеннике» (https://t.me/kremlebezBashennik/20707), борьба с фальсификациями в избирательных комиссиях на выборах будет носить имитационный характер (это прогноз), а существующая система безнаказанности для профессиональных фальсификаторов от партии «политической администрации» останется как дополнительный рычаг влияния на результаты выборов.

Самый общий (и очевидный) вывод следующий: система избирательных комиссий, как и любая государственная подсистема, «висит» на властной вертикали. Ожидать от этой системы выполнения установленных законом обязанностей защиты и обеспечения избирательных прав граждан наивно.

Как часть властной вертикали «политической администрации», избирательные комиссии будут обеспечивать в первую очередь избирательные права действующей власти на свое переизбрание. Занавес!

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *