Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Блог Игоря Минтусова: «Стратегический дружбопад» как внешняя политика РФ?

17 апреля чешский премьер Андрей Бабиш объявил о высылке 18 сотрудников российского посольства. Их обвинили в причастности к взрывам на складах боеприпасов в селе Врбетице в 2014 году. В ответ МИД РФ объявил о высылке 20 сотрудников чешского посольства из Москвы.

Для справки: до начала дипломатического конфликта в посольстве РФ в Чехии работали 94 сотрудника, а в посольстве Чехии в России — 24 сотрудника. После высылки 20 сотрудников чешского посольства в Москве остаются 4 посольских сотрудника, а после высылки 18 сотрудников российского посольства в Чехии остаются 76 сотрудников посольства.

Чехия взывает к благоразумию: из-за неравного количества оставшихся представителей Чехия требует вернуть своих дипломатов. Москва отказывается: МИД России называет данные действия со стороны Чехии «враждебными» и недопустимыми шагами в отношении России.

Ожидаемый ответ министра иностранных дел Чехии — высылка ещё 70 российских посольских сотрудников, чтобы уравнять число российских дипломатов в Чехии с числом чешских дипломатов в Москве. Словакия присоединяется к действиям Чехии и в инициативном порядке высылает трех российских дипломатов. Вслед за Словакией российских дипломатов высылают Латвия, Литва, Эстония.

Внимание, вопрос: кто первым перешел «красную линию» (как выразился президент РФ в последнем Послании к Федеральному собранию) в отношениях между Чехией и РФ, после чего начался данный дипломатический кризис? На мой взгляд, «красную линию» перешел российский МИД.

  1. В ответ на высылку из Чехии 18 сотрудников российского посольства высылаются 20 сотрудников чешского посольства из России. Почему несимметричный и по всем канонам дипломатии невежливый ответ? Объяснение, на мой взгляд, следующее: многолетняя безнаказанность агрессивных заявлений и комментариев по самым разным поводам российского МИДа. Эта безнаказанность опирается на авторитет президента РФ и на ядерное оружие, которое есть в закромах Родины. «А что вы нам сделаете?» — слышится великодержавная спесь в риторике руководителей российского МИДа, когда дипломатическая цифра — 18 человек — превращается в совсем не дипломатическую и провокационную цифру — 20 человек — без всяких пояснений.
  2. Высылая 20 сотрудников посольства Чехии в Москве из 24, я думаю, МИД РФ хорошо понимал, что наличие только 4 сотрудников фактически блокирует работу посольства этой страны в России. Но…

Про дворово-уличную риторику официального представителя российского МИДа вообще говорить не хочется. Стыдно. Чего МИД добился в итоге? У любого МИДа есть стратегическая задача — выстраивать отношения с другими странами. С этой задачей МИД РФ, как видно невооруженным глазом, не справляется. Понимаю, что МИД любой страны всегда выполняет техническое задание политического руководства страны, но в чем смысл этого задания?

Почему такая страна, как вовсе не враждебная нам Чехия, подверглась  такому остракизму со стороны МИД РФ?  Понятно, когда Турция очередной раз подвергается остракизму: за этим обычно стоят недружественные действия Турции, затрагивающие геополитические интересы России, и в этом есть определенная политическая логика событий.  Понятно, когда Прибалтика подвергается остракизму: нам постоянно напоминают про угнетение русских «неграждан» в этих странах.  Можно с этим соглашаться, можно не соглашаться, но и здесь тоже есть политическая логика событий. Но почему Чехия?  И что Россия приобрела в итоге? Серьезный кризис с традиционно дружественной нам страной. Солидарную высылку российских дипломатов из ряда европейских стран. Или как раз это и являлось техническим заданием, которое (внешне топорно) выполнил МИД РФ?

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *