Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Московский Комсомолец: Сколько президентов останется в России

Государственный Совет Республики Татарстан отказался поддержать законопроект, предусматривающий переименование руководителей исполнительной власти субъектов Федерации в глав соответствующих регионов. Напомним, что сегодня высшее должностное лицо республики называется «президент». И это единственный регион в стране, где эта должность носит такое название. Московский Комсомолец попросил экспертов оценить перспективы нового противостояния между Москвой и Казанью.

Для справки: законопроект, о котором идет речь, внесен в Думу в сентябре этого года главой комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым. Помимо унификации названия высшей должности субъекта РФ документ содержит много других нововведений, вызвавших недовольство региональных парламентариев.

«На наш взгляд, отдельные положения законопроекта противоречат основам конституционного строя Российской Федерации, как демократического федеративного правового государства, — заявил глава комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета Татарстана Альберт Хабибуллин. — Мы полагаем, что в представленной редакции законопроект отходит от установленных общих принципов основ правового регулирования деятельности органов государственной власти субъектов».

Но наибольшее возмущение у законодателей Татарстана вызвало требование единообразного наименования регионального поста № 1. По мысли авторов проекта, в России должен остаться лишь один президент — Президент России. Татарстан с этим категорически не согласен.

В сложной истории взаимоотношений Москвы и Казани было немало случаев, когда федеральный центр шел на уступки республике. Переломит ли Москва Казань на этот раз?

Борис Макаренко, президент Центра политических технологий:

— Такая реакция Госсовета Татарстана совершенно естественна. Для республики это очень важный вопрос, вопрос национальной идентичности. Конечно, Татарстан постарается показать здесь свою «самость». Однако Москва, напомню, не уступила, когда шла речь о продлении договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром. В 2017 году он закончился и не был продлен. Москва не уступила, когда принимались поправки к закону об образовании: преподавания языка титульной нации более не является обязательным. Так что Москва часто настаивала на своем. Исход этого разногласия предсказать трудно. Но в любом случае несогласие законодательного собрания одного субъекта Федерации не помешает принятию закона.

Автандил Цуладзе, политолог:

— Ужесточается государственная политика во всех сферах, поэтому не уверен, что на этом раз Москва пойдет на уступки Казани. Кроме того, нельзя не видеть, что Москва очень большое значение придает сегодня политической символике. Особенно это ощущается во внешней политике: на любые символические, задевающие государственный престиж действия следуют незамедлительный ответ. Иногда не очень адекватный — из серии «из пушки по воробьям». Для федеральной власти очень важны сегодня символы могучей, единой и неделимой державы. Поэтому на данном этапе вряд ли Татарстан избежит вот этой унификации. Рычагов давления на региональную элиту у федерального центра предостаточно. Для той самостоятельной политики, какую Татарстан проводил в 1990-е, у него сейчас возможности нет. Весовые категории сейчас несопоставимы.

Игорь Минтусов, президент Европейской ассоциации политических консультантов:

— Думаю, скорее всего, Москва уступит Татарстану. Сделает исключение в законе или перенесет решение вопроса. Отсрочит его, например, до 2024 года. Этот может стать хорошим компромиссом для Москвы. В обмен на согласие по этому символическому вопросу, она может усилить свою позицию по другим вопросам. Связанным, например, с владением акциями предприятий, находящимся в республиканской собственности. Думаю, Москва пойдет как раз по этому пути: согласится с Госсоветом, но потребует сущностных, а не символических уступок. Во всяком случае, на месте Кремля я бы поступил именно таким образом. Вероятность такого сценария я бы оценил в 70 процентов. А 30 процентов оставил на то, что на этом примере Москва захочет показать усилившуюся роль федеральной власти по отношению к региональной.

 

Ссылка на статью: https://www.mk.ru/politics/2021/10/25/skolko-prezidentov-ostanetsya-v-rossii-tatarstan-protiv-pereimenovaniya-vysshey-respublikanskoy-dolzhnosti.html

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *