Именно такое решение приняла Мосгордума в ноябре 2024 года, проголосовав за закон №24 практически в полном составе (против голосовали только депутаты от КПРФ). Как обычно, намерения московских законодателей были благими: «привести законодательство г.Москвы в соответствие с федеральным законодательством».
На самом деле, вместо «приведения в соответствие» с федеральным законодательством принятый московский закон поставил с 1 июля 2025 года под угрозу существование около 1600 выявленных объектов культурного наследия (ОКН) столицы и возможность их сноса без государственной историко-культурной экспертизы.
В чём суть проблемы?
Федеральная норма: Статья 16.1 п. 5 Федерального закона № 73-ФЗ прямо гласит: каждый выявленный объект культурного наследия (ОКН) находится под государственной охраной до тех пор, пока профильный орган не примет решение — включить его в единый государственный реестр памятников федерального (регионального) значения или не включать. Никаких «сроков давности» для такой охраны федеральный закон не содержит. Федеральный закон допускает исключение выявленного ОКН из общего перечня только по итогам государственной историко-культурной экспертизы.
Московская «правка»: В столичном законе эта логика радикально ломается. Часть 3 ст.17 московского закона № 24 устанавливает, что все выявленные ОКН, по которым до 1 июля 2025 г. не вынесено решение о включении в реестр, «считаются исключёнными» из перечня выявленных ОКН без государственной историко-культурной экспертизы.
В Москве на ноябрь 2024 г. было более 1700 выявленных объектов культурного наследия, которые не включены в единый госреестр памятников (для справки: всего в Москве – более 8 000 тысяч ОКН). К 1 июля 2025 г. историко-культурную экспертизу прошли всего… 120 строений. То есть, для 1600 объектов культурного наследия отменена их охрана как памятников, и они находятся в зоне прямой угрозы сноса или разрушения.
Р.Рахматуллин, координатор общественного движения «Надзор», сообщил, что за первые две недели июля уже снесено 3 памятника, а именно — деревянная дача Грачева на Воробьевых горах 1909 года постройки, последний старый дом на Тишинской площади и дворец культуры на Рязанском проспекте сталинской архитектурной эпохи.
Что это означает на практике?
— Любой из 1600 объектов культурного наследия, не дождавшийся решения историко-культурной экспертизы, с 1 июля 2025 г. может быть снесен по решению правительства Москвы.
— Создан прецедент для других регионов: раз Москва смогла обойти Федеральный закон 73-ФЗ, значит, аналогичные «сроки списания» могут появиться и в законах других субъектов.
Что в итоге?
Мосгордума узаконила новую процедуру «списания» памятников архитектуры, которую федеральный закон запрещает. Можно спорить о вкусах в архитектуре, но право города на память не подлежит уничтожению депутатами МГД, фамилии которых через 20-30 лет никто не вспомнит.
Отказ от охраны выявленных объектов культурного наследия — это не «приведение в соответствие» московского и федерального законодательства, а создание юридических условий для узаконенного уничтожения архитектурной памяти города. Кто виноват в том, что 1600 объектов культурного наследия не прошли культурно-историческую экспертизу до 1 июля 2025 года? Ответ многим не понравится. Виноват Департамент культуры правительства г.Москвы. И уж точно — не сами объекты культурного наследия столицы. Они не могут себя защищать.
Виноваты конкретные депутаты, проголосовавшие за этот, противоречащий федеральному закону, московский закон, плюс чиновники Департамента культуры правительства Москвы. Они не смогли (или не захотели?) провести историко-культурную экспертизу до 1 июля ныне существующих 1600 ОКН. Очевидно, в первой половине 2025 года у московских депутатов были более важные дела, чем утруждать себя заботами об объектах культурного наследия столицы России.
*Специально для телеграм-канала «Кремлевский безБашенник»

Будьте первым, кто оставит комментарий!